Башмаки кабины и противовеса
Башмаками в лифтах называют устройства, расположенные (укрепленные) на кабине и противовесе, охватывающие своими элементами скольжения или качения направляющие, ограничивающие, таким образом, перемещение кабины и противовеса в горизонтальном направлении и позволяющие им перемещаться в вертикальном направлении.
Подпружиненный башмак — регулируемый. Сжатие пружины при установке зазора по штихмасу можно регулировать гайкой. Завинчиванием гайки усилие пружины, а следовательно, и давление основания на направляющую увеличиваются. Слишком сильно сжимать пружину не рекомендуется, так как с увеличением усилия сжатия прогрессирует износ направляющих. Сжатие пружин обоих башмаков (верхних и нижних) должно быть таким, чтобы кабина и противовес свободно смещались по штихмасу и возвращались в исходное положение. Для этого между основаниями и кронштейнами должны быть зазоры не менее мм на сторону. Если зазоры больше указанных, их уменьшают, устанавливая амортизационные прокладки между основанием и кронштейном . Прокладку надевают на утолщенную часть штока . Крепежные отверстия в щечках щелевидные, что позволяет регулировать боковые зазоры между щечками и направляющей которые для каждого башмака должны быть не более мм на каждую сторону.
Регламентирование указанных выше зазоров обусловлено нали-личием электрического и механического оборудования в шахте, на которое кабина воздействут при своем движении по шахте (этажные переключатели, индуктивные датчики и датчики на герконах, автоматические замки и т.д.). Увеличение зазоров сверх указанных приводит, как правило, к поломке этого оборудования и к перебоям в работе лифта.
Башмаки скольжения кабины и противовеса лифтов модели КМЗ- имеют сменные вкладыши , что удлиняет срок службы всего башмака. В башмаках кабины лифта модели КМЗ- действие пружины таково, что при завинчивании гайки и сжатии пружины башмак втягивается и может появиться зазор между вкладышем и направляющей, что недопустимо. Вкладыши башмаков должны прижиматься к направляющим. Для того, чтобы подпружинить башмак, надо отвинтить гайку на необходимое число оборотов. При этом зазор по штихмасу не более мм на сторону должен быть между гайкой и корпусом , не учитывая шайб. Если зазора нет, башмак не будет подпружинен. Башмаки снабжаются смазывающими устройствами, которые укрепляются на держателях вкладышей.
Башмаки кабины и противовеса, вкладыши которых использовались для притирки направляющих, могут быть модернизированы на малошумные путем механической обработки вкладышей с последующей наклейкой на их рабочие поверхности полимерных пластин. Аналогичным образом можно восстанавливать и изношенные полимерные вкладыши. Конструкция башмаков должна обеспечивать возможность регулировки зазоров между вкладышем и рабочими поверхностями направляющей. При установке башмака типа БС-А регулировку зазоров производят с помощью прокладок, устанавливаемых между опорной поверхностью башмака и сопрягаемой с ней поверхностью кабины (противовеса). В конструкции башмаков типа БС-Б для регулировки зазоров предусмотрены продолговатые отверстия. При применении капроновых вкладышей установка смазывающего устройства не требуется. Детали башмаков изготовляют из различных материалов.
Типы и основные размеры вкладышей башмаков скольжения кабин и противовесов лифтов определены стандартом «Башмаки скольжения пассажирских и грузовых лифтов. Вкладыш. Типы и основные размеры». Указанный стандарт распространяется на вкладыши башмаков скольжения кабин и противовесов лифтов: пассажирских, [кроме лифтов грузоподъемностью кг с кабиной размерами (в плане) X мм], больничных, грузовых общего назначения, грузовых выжимных, грузовых с монорельсом. Основные размеры вкладышей типа А, применяемых для башмаков скольжения типа БС-А, должны соответствовать указанным на рис. и в табл. . Основные размеры вкладышей типа Б, применяемых для башмаков скольжения типа БС-Б, должны соответствовать нормам.
В условном обозначении вкладыша указано: наименование; типоразмер; вид материала вкладыша ( — чугун; — капрон), номер стандарта. Пример условного обозначения чугунного вкладыша для башмака скольжения типа БС-А-. Вкладыш А-- СТП -.-.
Наиболее часто встречающаяся конструкция роликового башмака представлена на рис. . Башмак представляет собой систему, состоящую из двух боковых роликов и одного торцевого ролика , охватывающих направляющую с трех сторон. Ролики вращаются на подшипниках качения , установленных на осях , которые в свою очередь жестко закреплены в подвижных рычагах . В плите башмака, закрепленной болтами на каркасе кабины или противовеса, предусмотрены оси , на которых могут поворачиваться рычаги вместе с роликами. Рычаги поворачиваются в сторону сближения ролика с направляющей усилием пружины , установленной между одним плечом рычага и фасонной шайбой, удерживаемой гайкой на конце шпильки , которая в свою очередь жестко ва креплена на плите.